На главную               Статьи

Руководство по воспитанию детей / Если у ребенка есть любимая роль - хорошо это или плохо?

Вот так можно вжиться в роль - мы очень злые волки.

Некоторые родители переживают, что дочка все время играет в принцессу - как быть? Некоторые дети по пол дня бегают на четвереньках, изображая льва или собаку. Действительно, если у ребенка есть любимая роль - хорошо это или плохо?

Вряд ли можно столь категорично ответить на этот вопрос. Прежде надо разобраться в причинах этого явления. Одна и та же роль в играх ребенка может появляться изо дня в день по разным причинам. Во-первых, вследствие недостаточного владения им способам построения игры. Во-вторых, вследствие недостаточного воображения и бедности впечатлений. И, наконец, в третьих, вследствие эмоциональной силы образа, полностью захватившего ребенка. Такой эффект может дать прочитанная книжка, непосредственное восприятие чего-то необычного для ребенка или просто хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей ребенка и связанной с этой ролью.

Соответственно и отношение взрослых к игре любимого персонажа должно быть различным. В первом случае надо вооружить ребенка средствами перевода реальных ролевых действий в игровые.

Во втором случае, очевидно, надо дать пищу воображению ребенка - читать ему побольше сказок, рассказов, позаботиться о расширении круга его впечатлений.

Кстати, развести эти две причины очень легко. Если ребенок развит, много знает, ему много читают, он свободно общается со взрослыми, то однообразная игра - просто свидетельство его неумения играть.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда одна и та же роль в игре - результат силы эмоционального переживания ребенка. Но чаще в этих случаях любимая роль реализуется ребенком не в однообразной, стереотипно повторяющейся игре, а в разнообразных сюжетных коллизиях. В этом нет ничего плохого, если содержательно-нравственная сторона персонажа не вызывает никаких опасений. Если же это отрицательный образ, то, безусловно, надо постараться увести от него ребенка. Никакие прямые запреты взрослого на игру с любимой ролью здесь не сработают. Ребенок все равно будет в такую игру играть, просто постарается не делать этого на глазах у взрослых.

Пожалуй, наиболее действенным является использование взрослым разных ролей, дополнительных по отношению к роли ребенка. Тогда кроме известной ребенку функции солдата - стрелять, для него выступят и другие стороны этой роли, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими людьми (ведь солдату в жизни приходится взаимодействовать с самыми разными людьми: приходя в магазин, он становится покупателем, входя в автобус - пассажиром и т.п.)

Но бывает и так, что какой-то образ настолько захватывает ребёнка (или позволяет ему чувствовать себя комфортнее, защищеннее), что он продолжает отождествлять себя с ним и за пределами игры. На прогулке и за обедом он всё равно остается тигром или пожарником. Ребёнок не может расстаться с образом, так же как другие дети с любимой игрушкой, которую они берут с собой на прогулку, в поездку.

Любимая роль в таком виде является принадлежностью не столько собственно игры, сколько обыденной жизни ребенка, придавая игровую форму повседневным, порой не очень интересным делам.