На главную               Статьи

Руководство по воспитанию детей / Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори - выдающийся итальянский педагог и психолог. Она разработала методику обучения умственно отсталых детей, а затем распространила ее на обучение всех детей. "Умственное развитие начинается не в стенах университета, а с момента рождения, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни", - писала она.

Суть методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию; задача же взрослого - помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Ребенку нужно дать как можно больше вещей понюхать, пощупать, попробовать на вкус, т.е. все прочувствовать. Ребенку необходимо научиться контактировать с предметами лично. Основной лозунг М. Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Насильственное принуждение как метод обучения в этой педагогике исключен.

Дети объединяются в группы не по возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают, что им сегодня удалось узнать нового. У каждого ребенка есть свой журнал для отчетов, в котором он пишет или рисует.

М. Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными учеными И. Итаром и Э. Сегеном. Упражнения для развития мелкой моторики рук - нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и упражнений.

Вся работа по системе Монтессори строится по определенному плану, с переходом от одной ступени к другой, от одной зоны к другой и с четким соблюдением этой очередности.

Критические замечания педагогов и психологов в адрес методики М. Монтессори

Критики Монтессори утверждают, что ее педагогическая система отнимает у учителя (воспитателя) авторитет, превращая его в наблюдателя со стороны и в случае необходимости в подручное средство для оказания помощи.

Используемый психодидактический материал не дает возможности ребенку выбрать свободную зону действия. Это негативно отражается на его творческом развитии и не позволяет проводить (с точки зрения фантазии ребенка) полноценные игры. Нет осознания ценности и значимости свободной игры.

Находящиеся в группе дети - разного возраста, и разница может быть в несколько лет. Это не дает возможности полноценно заниматься с каждым ребенком и давать ему тот материал, который необходим ему на данном возрастном этапе. По сути занятия превращаются в "уроки добра", старшие помогают малышам. Безусловно, малыш на этих занятиях получит на много больше, чем ребенок постарше.