На главную               Статьи

Естественное вскарливание

     Вскармливание материнским молоком на первом году жизни оказывает определяющее влияние на жизнедеятельность растущего организма, обеспечивает его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды, предостерегает от большинства заболеваний не только в грудном возрасте, но и в последующие возрастные периоды. Грудное вскармливание является естественным и идеальным способом питания новорожденного, своеобразной биологической и эмоциональной основой его развития, а также укрепления здоровья матери.
     Новорожденный ребенок является еще частью материнского организма, и его рождение изменяет только способ этой связи, которая выражается в кормлении грудным молоком. Материнское молоко — необходимая основная пища для детей первого года жизни. Оно содержит в оптимальных количествах и соотношениях биологически полноценные белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества, а также гормоны, иммунные тела, ферменты, антимикробные и бифи-догенные факторы. Этим объясняется высокая биологическая ценность и уникальность материнского молока, которое не может быть полностью заменено никакими, даже суперсовременными искусственными смесями.
     Процесс лактации (т. е. образования молока в грудной железе и его выведения через сосок) основывается на сложном взаимодействии матери с внешней средой и ее ребенком. Внешние факторы во всем их многообразии, включая питание матери, ее физическое и психическое состояние и др., имеют непосредственное отношение к регуляции лактации. От убежденности акушеров, педиатров в необходимости грудного вскармливания, от силы внушения этого постулата беременной и кормящей матери, ее мужу, всей семье во многом зависит, будет ли женщина кормить ребенка грудью.
     Пропаганда естественного вскармливания расширяется сейчас во всем мире; разрабатываются мероприятия по стимуляции лактации и ее продолжительности, большое внимание уделяется питанию женщин во время беременности и лактации.
     Необходимо подчеркнуть, что ведущие представители отечественной школы педиатров (Н. Ф. Филатов, В. И. Молчанов, Ю. Ф. Домбровская, М. С. Маслов, Г. Н. Спе-ранский и др.) всегда были убежденными сторонниками и ярыми пропагандистами грудного вскармливания. Во многом благодаря этому в нашей стране естественное вскармливание является более традиционным, чем в других развитых странах Европы и Америки.
     Однако в последнее время отмечается значительный рост количества детей, рано лишившихся грудного молока (до 60%). Средняя продолжительность кормления грудью составляет в среднем 4,5 месяца. Основными причинами раннего перевода детей на искусственное вскармливание являются гипо- и агалактия (80,5%), отказ ребенка от груди (13,2%), болезнь матери (7,5%), а также сочетание нескольких неблагоприятных моментов (28,3%).
     Предупреждать недостаточную лактацию следует задолго до ее развития: в период детства будущей матери, в пубертатный период, во время беременности. Во время кормления грудью необходимо делать все возможное, чтобы сохранить лактацию. Наибольшее значение имеет предупреждение инфантилизма: правильный режим жизни и питания, начиная с периода новорожден-ности, нормальные условия учебы и быта, профилактика тяжелых хронических заболеваний и интоксикаций, занятия физической культурой (в частности, обязательное выполнение комплекса упражнений для грудных мышц и плечевого пояса, улучшающих кровообращение в молочных железах и тем самым способствующих их развитию).
     Лактационная способность женщины, как показали специальные исследования, тесно связана с ее психологическими особенностями.
     Неблагоприятное влияние на лактацию оказывают невротизм и эмоциональная незрелость, низкая устойчивость к стрессовым воздействиям. Поэтому очень важно целенаправленное воспитание у девочек черт характера, помогающих адекватно относиться к жизненным ситуациям, а также поддержание традиции грудного вскармливания в семье.
     В период беременности необходимо целенаправленно готовить будущую мать к кормлению грудью. Помимо организации рационального режима питания и проведения специальных гимнастических упражнений, улучшающих кровообращение в молочных железах, надо научить женщину правильно готовиться к предстоящей лактации и убедить в важности естественного вскармливания для ее собственного здоровья и здоровья ребенка.
     Формирование продолжительного эмоционального настроя на предстоящее кормление грудью, рациональное питание и хорошее состояние здоровья кормящей матери — взаимодействие этих факторов определяет эффективность лактации. Показателем ее являются достаточный объем, полноценный химический состав молока, активность рефлекса его отдачи, положительная эмоциональная окраска этого процесса, а также достаточная продолжительность.
     Для непосредственной подготовки молочных желез к кормлению рекомендуется ежедневно обмывать их водой комнатной температуры с мылом, а затем обтирать чистым жестким полотенцем. После этого соски следует смазывать борным вазелином (во время беременности они несколько грубеют), чтобы предупредить появление трещин и мастит. Надо обратить внимание на форму сосков: если они плоские или втянутые, рекомендуется массировать их 2—3 раза в день по 3—4 минуты. Для этого указательным и большим пальцами захватывают сосок, предварительно смазанный вазелином, и стараются его вытягивать (оттягивать кнаружи). Массаж сосков проводят в последние два месяца беременности. За 2—3 недели до родов следует пройти курс ультрафиолетового облучения по рекомендации врача.
     Перед тем как приступить к массажу грудных желез, надо тщательно вымыть руки с мылом, вытереть их досуха, раздеться до пояса. Делать массаж надо в положении стоя (лучше перед зеркалом). Массировать грудные железы надо 2 раза в день не более 2—3 минут. Движения должны быть медленными и безболезненными, выполняться всей кистью руки, без нажима пальцев. Кисть должна прилегать к коже.
Первый прием:
массаж в виде двух поглаживаний обеих желез по ходу отводящих лимфатических путей двумя руками, начиная сверху от середины грудины по направлению к плечу, затем снизу — к подмышечным областям.
Второй прием:
несколько круговых поглаживаний железы одной рукой, не затрагивая соска и ареолы.
Третий прием:
поддерживая правой рукой правую молочную железу и слегка приподнимая ее кверху, положить сверху левую руку и одновременно надавливать обеими руками на железу по направлению к грудной клетке (повторить 2—3 раза). Сменив положение рук, так же массируют левую железу.
     В послеродовом периоде большое значение имеет раннее вставание и гимнастика рожениц.
     Здоровых новорожденных детей (с оценкой по шкале Апгар 8—10 баллов) следует прикладывать к груди матери (при отсутствии противопоказаний) как можно раньше после рождения — в первые два часа, независимо от наличия у нее молозива. Раннее прикладывание к груди является стимулом для более быстрого становления лактации, способствует лучшей адаптации новорожденных к условиям внешней среды, включает психологические механизмы регуляции лактации.
     Кормящим женщинам категорически запрещается употреблять спиртные напитки, в том числе пиво. Рациональный режим питания необходимо сочетать с достаточным отдыхом (8 часов сна ночью и 1—2 часа днем, прогулки на воздухе).
При кормлении ребенка грудью необходимо:
   1)    тщательно вымыть руки с мылом;
   2)   обмыть грудь кипяченой водой, подсушить мягким полотенцем без растирания области соска и ареолы;
   3)    при выраженном нагрубании желез и плотной, напряженной ареоле добиться размягчения ее путем сцеживания небольшого количества молока;
   4)   взяв ребенка на руки, принять удобное положение сидя с упором ноги на небольшую скамейку;
   5)   взять грудь II и III пальцами противоположной руки за края ареолы сверху и снизу от соска, сжимая пальцы у его основания таким образом, чтобы максимально вытянуть его вперед;
   6)   прикоснуться соском к губам ребенка и, если ребенок берет его сразу, постараться быстро ввести в рот всю область ареолы до поддерживающих пальцев. Если ребенок сразу не реагирует на прикосновение, сделать несколько поглаживающих движений соском по губам и сцедить несколько капель молока в рот, а при возбуждении сосания ввести сосок с ареолой. Если ребенок неглубоко берет сосок и «жует» его, он не сможет сосать. Кроме того, это приводит к травмированию кожи;
   7)   если ребенок хорошо взял грудь и начал сосать, II пальцем, поддерживающим грудь сверху, оттянуть тот участок молочной железы, который может прикрывать носовые ходы и препятствовать дыханию ребенка;
   8)   при очень активном сосании и некотором «захлебывании» ребенка прервать кормление, подержать ребенка вертикально в течение 1—2 минут, чтобы дать ему отрыгнуть воздух, заглотанный при сосании;
   9)   чтобы отнять ребенка от груди в середине или в конце кормления, пользоваться только полным прекращением сосательных движений и сжатия соска, иначе произойдет мацерация кожи. Если этот момент не наступает, ввести в угол рта ребенка по ходу соска мизинец и «под защитой» мизинца освободить грудь. Можно с этой же целью зажать нос ребенка;
   10)    после небольшого перерыва в середине кормления снова приложить ребенка к груди на 8—10 минут;
   11)   после окончания кормления (независимо от того, было ли оно прервано в середине) снова подержать ребенка вертикально 1—2 минуты для отрыгивания воздуха;
   12)    при засыпании ребенка у груди в вялом сосании потеребить его поддерживающей рукой по щекам или сцедить в рот небольшое количество молока (подтягивание соска и изменение его положения во рту ребенка может привести к травмированию соска);
   13)   после кормления одной грудью сцедить из нее остатки молока;
   14)   обмыть грудь и осушить сосок полотняным полотенцем.
     В условиях установившейся и высокоэффективной лактации, как правило, рекомендуется прикладывать ребенка только к одной груди с последующим сцеживанием молока. Однако и при установившейся лактации «емкость» одной грудной железы может оказаться недостаточной для насыщения ребенка. В таком случае после полного опорожнения первой груди его обязательно нужно прикладывать ко второй. При этом она полностью не опорожняется и остатки молока из нее не сцеживают.
     Следующее кормление начинают с той же железы, которой закончили предыдущее кормление. При неустановившейся лактации в первые дни после родов приходится прибегать к кормлению из обеих молочных желез, но при этом обязательно нужно сцеживать из них остатки молока. Так же следует поступать и при развившейся гипогалактии с тем, чтобы продолжить естественное вскармливание.
     При первых признаках снижения лактации рекомендуется принимать следующие комплексы препаратов:
Комплекс I:
   1)   никотиновая кислота — 4 раза в день по 0,05—0,1 г в зависимости от индивидуальной чувствительности;
   2)   глутаминовая кислота — 3 раза в день по 1,0 г через 20 минут после еды, запивая теплым сладким чаем;
   3)   апилак в таблетках — 3 раза в день по 0,01 г под язык до полного рассасывания.
     Этот комплекс препаратов принимают в течение 2 недель.
Комплекс II (метаболический):
   1)   пивные дрожжи жидкие — 3 раза в день по 60 г; или пивные дрожжи сухие или гефефитин — 4 раза в день по 1 чайной ложке;
   2)   пантотенат кальция — 3 раза в день по 1 таблетке;
   3)   липоевая кислота или липамид — 3 раза в день по 1 таблетке;
   4)    аспаркам или биотик № 1—3 раза в день по 1 таблетке.
     Этот комплекс применяется в течение 7—10 дней (при необходимости — с повтором).
Комплекс III:
   1)    «Гендевит» — по 1 таблетке 3 раза в день после еды — женщинам моложе 30 лет, «Ундевит» — по 1 таблетке 3 раза в день после еды — женщинам старше 30 лет; витамин Е (лучше в драже) — 3 раза в день: женщинам с массой тела до 60 кг — по 0,1 г, с массой тела свыше 60 кг — по 0,2;
   2)   кальция глицерофосфат или фитин — по 1 таблетке 3 раза в день.
     Этот комплекс может применяться в комбинации со вторым или через 5—7 дней после него в течение 7—10 дней.
     Кроме приема названных препаратов рекомендуется следующая процедура: после кормления грудью или сцеженным молоком железу, которой кормили ребенка, обмыть под горячим душем (температура воды 44—45°), одновременно разминая ее круговыми движениями от центра к периферии и сверху вниз и обязательно сцеживая остатки молока. Эта процедура должна проводиться 4 раза в день по 10 минут. Если душ с массажем провести невозможно, необходимо принимать в физиотерапевтическом кабинете ультразвук на грудные железы (в обычной дозировке) или облучение их кварцевой лампой (эритемные дозы), предварительно закрывая ареолу соска. Продолжительность такого лечения должна составлять не более двух недель. Обычно увеличение лактации отмечается в конце первой недели.
     Режим кормления требует тщательной отработки и регулирования. Основным фактором, который необходимо учитывать при выборе режима, является обязательное участие ребенка в процессе кормления.
     Оптимальное время кормления такое, когда ребенок достаточно проголодался, активно проявляет чувство голода беспокойным криком, но еще не утомился от этого. Кормление как недостаточно голодного, так и уставшего от крика ребенка менее эффективно, так как в обоих случаях сосать он будет вяло, нейрогу-моральные механизмы молокоотдачи не смогут включиться. Если такая ситуация повторится несколько раз подряд, то неминуемо произойдет нарушение лактации.
     После выписки из родильного дома целесообразно сохранить те стереотипы питания ребенка, которые были привиты там, т. е. кормить в те же часы с интервалом 3,5 часа. Если ребенок не выдерживает его, нельзя снимать голодное возбуждение какими-либо «обманными» методами, например водой или чаем с ложки. В таком случае его следует перевести на 7-разовое кормление с интервалом в 3 часа, а иногда на 8- или даже 10-разовое. Однако через несколько дней надо попытаться увеличить интервал между кормлениями и перейти на 8-, а затем 7- или б-разовое кормление.
     Так же нужно решать проблему ночного кормления. Оно применяется в том случае, если ребенок не выдерживает ночного перерыва. По мере увеличения количества получаемого ребенком молока следует постепенно отойти от ночного кормления, заменяя его во время пробуждения и беспокойства несколькими чайными ложками воды или подслащенного чая.
     Плавное регулирование режима позволяет в течение 1,5—2 месяцев перейти на 6-разовое кормление в фиксированные часы, а в последующем (с 4—5 месяцев) — и на 5-разовое. Нельзя ориентироваться на строжайшее соблюдение часов кормления. Отклонения в пределах получаса или часа вполне допустимы. Очень важно «беречь» чувство голода и голодное возбуждение у ребенка к началу кормления. Поэтому нежелательны «подпаивания» его чаем или соками в промежутках между кормлениями. При необходимости дополнительную жидкость следует давать сразу после кормления и только с ложки. Абсолютно недопустимо кормить ребенка через соску.
     Многие матери самостоятельно ввДцят докорм, грубо нарушая технику вскармливания ребенка. Нередко врачу приходится лишь констатировать факт перевода ребенка на искусственное вскармливание, и даже в выборе смесей инициатива часто принадлежит родителям. Для уточнения степени гипогалактии необходимо провести контрольное кормление грудью и только после этого решать вопрос о введении докорма. При естественном вскармливании ребенка новые продукты вводятся в рацион питания на две недели позже, чем при искусственном.
     В заключение необходимо отметить, что в понятие «полноценное естественное вскармливание» входит триада: полноценный состав грудного молока; достаточные его количество и продолжительность кормления; положительная психоэмоциональная связь матери и ребенка, что благоприятно сказывается на его психофизическом развитии и дальнейшем контакте с матерью. К отдаленным эффектам естественного вскармливания следует отнести:
   1)   большую вероятность выживания при различных инфекциях в период новорожденности и на первом году жизни;
   2)   меньшую вероятность возникновения хронических аллергических заболеваний, повторяющихся и в старшем детском возрасте;
   3)   более полную реализацию в последующих периодах жизни высших функций центральной нервной и эндокринной систем;
   4)   меньшую вероятность возникновения неправильного пищевого стереотипа со склонностью к перееданию, риском ожирения и сахарного диабета;
   5)   воевременное формирование — благодаря сосательным усилиям — челюстно-ли-цевого скелета и прорезывание зубов;
   6)   наиболее полноценное развитие речевого аппарата с минимальной частотой логопедической патологии;
   7)   благодаря особенностям энергетического, жирового и минерального обменов относительно низкий риск последующего возникновения атеросклеротических изменений в сосудах и артериальной гипертонии;
   8)   готовность к материнскому поведению и грудному вскармливанию в последующем своих детей;
   9)   сохранение гуманистического нравственного начала как в отдельном человеке, так и в обществе в целом.

Возраст   Мальчики   Девочки
  Вес
г
Рост
см
Вес
г
Рост
см
Новорожденный 3400 51,3 3300 50,7
1 мес. 4300 54,5 4200 53,5
2 мес. 4300 54,5 4800 56,8
3 мес. 5800 60,0 5500 59,3
4 мес. 6500 62,0 6200 61,2
5 мес. 7100 64,3 6700 63,8
6 мес. 7600 66,1 7300 65,5
7 мес. 8200 68,0 7700 67,5
8 мес. 8600 70,0 8200 69,0
9 мес. 9100 71,3 8600 70,2
10 мес. 9500 73,0 9000 71,9
11 мес. 9800 74,3 9300 73,0
12 мес. 10000 75,5 9600 74,1